Жизнь

В кондопожской Центральной районной библиотеке состоится презентация необычного проекта

28.03.2018 Karelion 82 https://karelion.ru/15139/

Я живу недалеко от Онежского озера. Его видно из моего окна. С детства я любила бывать на берегу, сидеть на пирсе и смотреть на воду. Одно время даже увлекалась парусным спортом…

Мои друзья часто могли услышать от меня предложение «пойти на Токарскую». Это название произносилось машинально, оно въелось в подкорку точно так же, как и именование перекрёстка Пролетарская-Советов - «Крестами», а кафе “Ben&Jerry” - «Беником». Почему пристань называется Токарской, никто особо не задумывался – да мало ли названий?

Шло время. Ко мне в гости приехала подруга из Саратова. «Надо показать ей всякие интересные места!» - подумала я. Интернет – хорошо, навигационные приложения с функцией подсветки достопримечательностей – ещё лучше! Так я узнала о руинах Тулмозерского завода. Съездили, осмотрели, воодушевились. Когда вернулись домой, я стала гуглить информацию о том времени, когда завод ещё работал, и внезапно наткнулась на знакомую фамилию. «М.А. Токарский – заведующий отделом топлива на Тулмозерском заводе».

Так пристань, оказывается, не Токарская, а имени Токарского! Стало интересно, что же такое сделал этот человек, что его именем назвали пристань. Ищу дальше.

выдержка из статьи "Застройка села Кондопога" , автор Н.П.Кутьков:

Сооружению деривационного канала в Кондопоге предшествовали следующие события: В 1898 - 90-х гг. петербургский инженер Тимофеев проводил определение мощности водопадов Кивач, Пор-Порог и Гирвас. Наиболее перспективным путем использования их энергии он посчитал сооружение подпорной плотины у Сопохи на Сандале и канала на перешейке Нигозеро - Кондопожская губа. За воплощение этой идеи энергично взялся петрозаводский инженер технолог Михаил Антонович Токарский <…>Дела Токарского шли не так успешно, как хотелось концессионерам, поэтому он решил возродить древний промысел и для строящегося по проекту Л.Н.Бенуа Выставочного зала Русского музея им.императора Александра III подрядился доставлять мрамор из Тивдии. Через Кондопогу с пристани Токарского вновь пошел в Петербург отделочный камень.

Но подряд выполнен — и денег снова нет. Тогда Токарскому приходит в голову мысль — привлечь на свою сторону могучее ведомство - Главное артиллерийское управление. <…> Военные отнеслись к идее благосклонно, но не торопились ее воплощать. Война 1914 г. резко двинула этот проект и в 1916 г. в окрестностях Кондопоги закипела работа — команда геодезистов капитана Евдосьева делала разбивку магистрали, нивелировку трассы, рубку леса, защиту древесины и разведочное бурение по оси канала.<…> Севернее села Кондопога спешно возводился рабочий поселок, арендовано было также несколько домов в Северном конце. Одновременно шли работы по сооружению железнодорожной ветки на Сопоху. Строили дорогу dоеннопленные — в основном турки, чехи, венгры, хорваты: общим число 500 чел. на строительстве ж/д и 240 — на сооружении кирпичного заdода. Работали и вольнонаемные, местные кондопожские крестьяне. <…> В 1917 г. практически все уже было готово для строительства ГЭС: кирпичный завод, поселок, железная дорога на Сандал, плотина у Сопохи.

Собственно, отчасти эти события можно назвать предпосылками стройки нашего города. Выходит, имя М.А. Токарского незаслуженно забыто? Вовсе нет. Увековечить память инженера предложила А.Тараканова. Она создала проект памятника, который предлагается установить на месте старого фонтана на пл.Ленина. Всех, кого этот проект заинтересовал, ждут 17 апреля в 17.30 в Центральной районной библиотеке,


Расскажите друзьям!



Все события